Брак в христианском понимании – это благословенный Богом союз мужчины и женщины, в котором муж и жена призваны стать «одною плотью», помогая друг другу в спасении и возрастании в любви. Священное Писание говорит о муже и жене не как о соперниках, а как о людях, связанных взаимной ответственностью, уважением и жертвенной любовью.
Замысел Бога о муже и жене
С первых страниц Библии брак раскрывается как Божий дар и призвание человека к единству. Муж и жена призваны жить так, чтобы их союз стал местом присутствия Божией благодати и школой любви, верности и терпения. Оставляя отца и мать, муж «прилепляется» к жене, а жена становится ему помощницей, разделяющей с ним весь жизненный путь.
Характерно, что Священное Писание говорит не только о естественной близости супругов, но и о таинственности брака, связанного с отношениями Христа и Церкви. В этом свете верность, целомудрие и готовность к самоотдаче становятся главным содержанием христианского супружества, а не внешние обстоятельства или материальное благополучие.
Муж: ответственность, забота и жертвенная любовь
Библия возлагает на мужа особую ответственность за семью, но понимает её не как власть в мирском смысле, а как служение любовью по образу Христа. Муж называется «главой жены», но тут же ему заповедуется любить супругу так, как Христос возлюбил Церковь, то есть до полной самоотдачи.
В апостольских посланиях мужу заповедуется не быть суровым с женой, а относиться к ней бережно, с уважением и пониманием её немощей. Такое отношение делает главенство не доминированием, а ответственным руководством, основанным на вере, молитве и заботе о духовном и душевном состоянии всей семьи.
Жена: кротость, верность и мудрое послушание
Священное Писание много говорит о достоинстве добродетельной жены, которая становится для мужа «венцом» и источником мира в доме. Её сила — не в внешнем блеске, а в богобоязненности, кротости и мудрости, которые созидают семью и укрепляют доверие между супругами.
Послушание жены мужу понимается в Церкви не как унижение, а как добровольное согласие доверять его ответственности, сохраняя при этом собственное достоинство и свободу в Боге. Через такую кроткую и терпеливую верность жена нередко становится живой проповедью Христа в семье, особенно если муж далёк от веры.
Очень важно, что Священное Писание говорит не только о долге жены или мужа по отдельности, но и о взаимности их обязанностей. Апостол Павел подчёркивает, что и муж, и жена не властны над своим телом, но каждый принадлежит друг другу, что исключает эгоизм и произвол в супружеских отношениях. Брак раскрывается как путь постоянного самоограничения ради другого: супруги призваны не лишать друг друга любви и внимании, кроме как по согласию на время для молитвы. Такое единство веры, молитвы и взаимной жертвы делает супружескую жизнь крепкой даже в испытаниях и искушениях.
Цитаты из Ветхого Завета о муже и жене
- И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт.2:18).
- Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт.2:24).
- Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт.3:16).
- Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его (Притч.12:4).
- Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.– (Притч.18:22)
- Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа (Притч.19:14).
- Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей (Притч.31:10-12).
- Счастлив муж доброй жены, и число дней его – сугубое. Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа (Сир.26:1-3).
Цитаты из Нового Завета о муже и жене
- И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:5-6).
- Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя (Еф.5:22-28).
- Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы (Кол.3:18-19).
- Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена (1Кор.7:3-4).
- А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей (1Кор.7:10-11).
- И не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога (1Кор.11:9-12).
- Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1Пет.3:1-2).
- Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1Пет.3:7).
Заключение
Православное понимание брака, основанное на библейских текстах о муже и жене, раскрывает его как путь совместного спасения, где любовь неразрывно связана с крестом, терпением и взаимным уважением. Святитель Иоанн Златоуст учил, что брак есть «союз жизни», который должен заключаться не из страсти, а из чистой и возвышенной любви, при участии Церкви и с благословения епископа, чтобы он был «о Господе, а не по плоти». В другом месте святитель напоминает, что Бог дал мужу жену, чтобы он сохранял целомудрие и не преступал установленных Богом границ, а не искал оправдания своим страстям.
Святитель также подчеркивает, что согласие и единство супругов привлекают особое благословение Божие, делая дом «малым Царством Божиим». Когда муж и жена стремятся подражать любви Христа к Церкви, их семья становится живой иконой Царства Небесного уже здесь, на земле, а всякие трудности брачной жизни превращаются в ступени к духовному совершенству.








