Тема денег и богатства – одна из важнейших в Священном Писании. Библейские тексты содержат множество указаний о том, как верующему человеку следует относиться к материальным благам. Какой же взгляд предлагает Писание на эту земную, но столь значимую для каждого человека сторону жизни?
Ветхозаветный взгляд на богатство
- «Через меня, премудрость, цари царствуют и повелители узаконяют правду; через меня начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда» (Притчи 8:15-16, 18)
В этой цитате из книги Притчей материальное благополучие представлено как один из даров Божественной премудрости. Исторический контекст этого отрывка связан с правлением царя Соломона – правителя, прославившегося своей мудростью и богатством. Согласно Библии, именно мудрость, дарованная Богом, привела Соломона к процветанию.
Преподобный Максим Исповедник в своих толкованиях указывал, что истинное богатство – это не столько материальные блага сами по себе, сколько способность распоряжаться ими разумно и праведно. Богатство, приобретенное честным путем и используемое на благо, может стать «сокровищем непогибающим».
- «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1 Царств 2:7)
Эти слова произнесла Анна, мать пророка Самуила, в своей благодарственной молитве. Они отражают древнееврейское представление о том, что материальное положение человека находится в руках Божьих. В культуре ветхозаветного Израиля богатство часто воспринималось как знак Божьего благословения, а бедность – как испытание или наказание.
Святитель Иоанн Златоуст, комментируя эти слова, замечал, что Бог может изменить положение человека в любой момент, и потому не следует ни превозноситься в богатстве, ни отчаиваться в бедности. Промысл Божий действует непостижимым для человека образом.
- «Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит» (Притчи 10:22)
Этот стих из Притчей проводит важное различие между разными видами богатства: одно приходит как Божие благословение и приносит радость, другое приобретается неправедно и становится источником скорби. В древнееврейском обществе времен царя Соломона, когда записывались эти слова, материальное процветание рассматривалось как награда за верность Богу.
Святитель Василий Великий отмечал, что богатство, полученное честным трудом и используемое на благотворительность, действительно не приносит печали. Оно становится орудием добрых дел и духовного роста.
- «Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою» (Притчи 16:8)
Здесь автор книги Притчей утверждает приоритет нравственных ценностей над материальным благополучием. В историческом контексте древнего Израиля, где существовало серьезное имущественное расслоение, этот стих напоминал, что праведность важнее богатства.
По мысли святителя Григория Богослова, малое, приобретенное честно, приносит душе мир и покой, тогда как неправедное богатство, даже самое большое, оставляет в сердце тревогу и страх. Праведность дает то внутреннее благополучие, которое невозможно купить ни за какие деньги.
- «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того» (Екклесиаст 5:9)
Книга Екклесиаста, приписываемая царю Соломону, содержит размышления о суетности и тщетности многих человеческих стремлений. В эпоху экономического расцвета древнего Израиля автор книги обнаруживает, что погоня за богатством не приносит подлинного счастья.
Святитель Григорий Нисский подчеркивал, что страсть сребролюбия невозможно утолить никаким количеством денег — она лишь разжигается от приобретений. Эта мысль оказывается удивительно созвучной современной психологии потребления. Разве не видим мы вокруг людей, утопающих в изобилии, но все равно жаждущих большего?
Новозаветное осмысление материальных благ
- «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матфей 6:19-20)
Эти слова Иисуса Христа из Нагорной проповеди устанавливают новую систему приоритетов для верующих. В контексте палестинского общества I века, где материальные ценности часто хранились в виде дорогих тканей (которые могла повредить моль) и металлических предметов (подверженных коррозии), эти образы были особенно понятны слушателям.
Святитель Игнатий Брянчанинов толковал «сокровища на небе» как добродетели и добрые дела, которые человек может взять с собой в вечность, в отличие от земных благ. По его словам, собирающий земные богатства часто теряет и временное благополучие, и вечное спасение.
- «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Матфей 19:24)
Одно из самых известных изречений Христа о богатстве. Существует мнение, что “игольные уши” – это название узких ворот в Иерусалиме, через которые нагруженному верблюду действительно было невозможно пройти. Впрочем, большинство толкователей считают, что здесь использована яркая гипербола – образ, подчеркивающий крайнюю сложность задачи.
Преподобный Ефрем Сирин писал, что богатство само по себе не закрывает путь в Царство Божие, но становится препятствием, когда человек настолько привязывается к нему, что забывает о любви к Богу и ближним. Недаром сразу после этих суровых слов Христос утешает апостолов: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27).
- «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тимофею 6:10)
Апостол Павел в послании к своему ученику Тимофею предостерегает против пагубной страсти к деньгам. В контексте раннехристианской общины, где многие пытались совместить новую веру с материальными амбициями, это предупреждение было особенно актуальным.
Святитель Иоанн Златоуст, комментируя эти слова, отмечал, что апостол называет корнем зла не сами деньги, а именно любовь к ним, страстную привязанность, которая порождает и зависть, и обман, и клятвопреступления, и насилие. Деньги – всего лишь инструмент, и только от человека зависит, станут ли они средством спасения или погибели.
- «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тимофею 6:17-19)
Апостол Павел не призывает христиан отказаться от имущества, но учит правильному отношению к нему. В Римской империи I века, где существовало огромное имущественное неравенство, эти слова звучали как призыв к социальной ответственности богатых членов церкви.
Святитель Феофан Затворник подчеркивал, что благотворительность – это не просто моральный долг состоятельного христианина, но и путь к спасению. Используя богатство для помощи нуждающимся, человек преображает материальные ценности в духовное сокровище.
- «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матфей 6:33)
В этих словах Спаситель призывает к правильной иерархии ценностей. Историческим фоном для этого изречения было распространенное среди иудеев убеждение, что материальное благополучие – главный признак Божьего благословения.
Преподобный Серафим Саровский говорил, что стяжание Духа Святого должно быть главной целью христианина, и если эта цель достигается, то все остальное – здоровье, достаток, успех в делах – действительно «прилагается» по милости Божией. Эти слова перекликаются с житейской мудростью: когда человек всецело отдается важному делу, не отвлекаясь на суету, именно тогда к нему приходит и успех, и материальное благополучие – как следствие, а не как самоцель.
- «Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне» (Матфей 6:24)
Маммона – арамейское слово, означающее богатство, которому здесь придается характер персонифицированной силы, власти, стоящей в оппозиции к Богу. В палестинском обществе времен Христа это было понятным образом: многие богатые люди служили римским оккупантам и шли на компромиссы с совестью ради материальной выгоды.
Святитель Тихон Задонский писал, что невозможность служить одновременно Богу и маммоне вытекает из противоположности их требований: Бог призывает к щедрости и милосердию, маммона – к жадности и жестокосердию; Бог учит смирению, маммона толкает к гордости и тщеславию. Выбор между этими двумя господами человек делает каждый день в своих больших и малых решениях.
- «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее… Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деяния 4:32, 34-35)
Этот отрывок описывает жизнь первой христианской общины в Иерусалиме. В контексте римского общества, где социальное неравенство было нормой, такое братство и взаимопомощь выглядели революционно.
По мнению святителя Филарета Московского, здесь описан идеал христианского общежития, основанный не на принудительном обобществлении имущества, а на добровольном отказе от себялюбия ради любви к ближнему. Это не экономическая система, а проявление духовного единства верующих.
- «В доме Отца Моего обителей много» (Иоанн 14:2)
Хотя эти слова Христа напрямую не касаются темы денег или имущества, святые отцы часто толковали их в связи с вопросами земного богатства и бедности. Спаситель произнес их на Тайной Вечере, утешая учеников перед предстоящими испытаниями.
Святитель Лука Крымский видел в этом изречении указание на разнообразие путей спасения: и богатый, правильно использующий свое имущество, и бедняк, терпеливо несущий свой крест, могут наследовать Царство Небесное. У Бога есть место для каждого, кто стремится к Нему всем сердцем, независимо от социального положения и материального достатка.
Что же говорит Библия о деньгах и богатстве?
Обобщая библейское учение о материальных благах, можно выделить несколько ключевых принципов:
- Богатство само по себе нейтрально — оно может быть как благословением, так и искушением, в зависимости от того, как человек к нему относится и как им распоряжается.
- Деньги должны быть средством, а не целью жизни; инструментом служения Богу и людям, а не предметом поклонения.
- Правильное использование богатства включает в себя щедрость, милосердие, помощь нуждающимся.
- Духовные и нравственные ценности всегда важнее материального достатка.
- Как богатство, так и бедность могут быть путем к спасению или препятствием на этом пути — все зависит от внутреннего устроения человека.
Библейское отношение к богатству избегает крайностей: с одной стороны, оно не провозглашает материальные блага злом, с другой — не делает из них культа. Такой взвешенный подход актуален и для современных людей, живущих в обществе потребления, где деньги часто становятся мерилом успеха и счастья.
Вспоминается притча о талантах (Мф. 25:14-30), где господин поручает слугам разные суммы денег и ожидает от них не просто сохранения, а приумножения вверенного. Не так ли и Господь ожидает от нас мудрого использования тех материальных ресурсов, которыми мы располагаем? Библейская мудрость о деньгах и богатстве — это не аскетический отказ от земных благ, а призыв к ответственному управлению ими ради высших целей.