Библейское учение о суде открывает не только грозный, но прежде всего праведный и милосердный лик Божий: Господь судит мир по истине, но желает не гибели грешника, а обращения и жизни. Вдумчивое чтение библейских текстов о суде помогает христианину не впадать ни в отчаяние, ни в беспечность, а жить в покаянии и надежде.
Что в Библии называется судом Божиим
В Священном Писании под судом Божиим понимается и нынешнее действие Бога в истории, и окончательный, всеобщий Суд во Второе Пришествие Христово. Господь именуется Судией всей земли, Который взвешивает дела и намерения людей и воздает каждому по правде Своей.
Суд Божий не сводится к человеческому представлению о карательной власти: это прежде всего торжество истины и справедливости, явление в полноте того, кем стал человек перед Богом. Поэтому Писание одновременно говорит о строгости суда для отвергающих Бога и о великом утешении праведников, ожидающих праведного воздаяния.
Православное учение исповедует конечный, всеобщий Суд, который совершится при втором Пришествии Господа Иисуса Христа, когда воскреснут мертвые и изменятся живущие. Тогда Христос, Которому Отец «отдал весь суд», отделит любящих свет от возлюбивших тьму, открыв вечную участь каждого. Вместе с тем святоотеческая традиция подчеркивает и личный суд души сразу после смерти, когда определяется ее состояние перед Богом. В обоих случаях суд не произволен: человек сам готовит себе участь тем, что принимает или отвергает благодать Божию в земной жизни.
Суд Божий как правда и милость
Священное Писание ясно утверждает, что суд Божий праведен: Господь судит «по истине», не лицеприятствуя и не забывая ни добра, ни зла. Бог не может быть только «добрым» в человеческом, снисходительном смысле, закрывающим глаза на зло: Его любовь соединена с истиной и требует ответа от человека.
Но тот же Бог, Который судит, есть и Тот, Кто первым приходит спасти, терпеливо вразумляет и долго ждет покаяния. Поэтому для тех, кто кается и стремится к Богу, память о суде становится не поводом для ужаса, а призывом к бодрствованию, внутренней трезвенности и надежде на милосердие Христово.
Особая тема библейских текстов о суде — запрет осуждать ближнего и напоминание, что единственный истинный Судия — Бог. Апостолы предупреждают: человек, берущий на себя роль судьи сердца другого, ставит себя под тот же строгий мерительный образ, каким меряет ближнего.
Это не отменяет необходимости различать добро и зло, защищать истину и бороться с неправдой, но запрещает присваивать себе последний приговор о человеке. Память о собственном будущем ответе перед Богом делает христианина внимательным прежде всего к своему сердцу и снисходительным к немощам других.
Как жить с памятью о Суде
Православная традиция призывает помнить о Страшном Суде ежедневно, но не в духе панического страха, а как о встрече с Возлюбленным, перед Которым нельзя скрыть ни одного дела и мысли. Такую память Церковь воспитывает в богослужении: через евангельские чтения о втором Пришествии, воскресные богослужения и особенно Неделю о Страшном Суде перед Великим постом.
Память о суде побуждает к покаянию, милосердию и трезвенной жизни: человек учится рассматривать каждый день как дар, данный для исправления, а не для накопления новых долгов совести. Тогда даже слова о «страшном» Суде открываются как слова о последнем торжестве Любви, где не будет уже лжи, насилия и несправедливости.
Цитаты — Ветхий Завет
- Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей (Пс.95:11-13).
- Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей (Ис.13:9-11).
- И утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию» (Ис.16:5).
- Ибо Господь – судия наш, Господь – законодатель наш, Господь – царь наш; Он спасет нас (Ис.33:22).
- Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле (Ос.4:1).
- И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там» (Еккл.3:17).
- Бог – судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий, если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его (Пс.7:12-13).
- Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду (Втор.10:17-18).
- Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде (Пс.95:10).
- Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его (Притч.5:21).
- Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги (Дан.7:10).
Цитаты — Новый Завет
- Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин.5:22).
- И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий (Ин.5:27).
- Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф.25:31-32).
- Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин.12:48).
- Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор.5:10).
- Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же (Рим.2:1).
- Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф.7:1-2).
- Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию (1Пет.4:17)?
- Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого (Иак.4:12)?
- И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими (Откр.20:12).
Заключение
Православное сознание видит в суде Божием не только конец истории, но и высшую школу любви: Господь открывает человеку всю правду о нем, чтобы навсегда утвердить его либо в свете, либо во тьме, которую он сам избрал. Поэтому память о суде зовет не к отчаянию, а к решительному покаянию и деятельной любви, без которой вера мертва.
Святитель Ириней Лионский подчеркивал, что Бог был бы несправедлив, если бы только спасал, не осуждая упорствующих во зле: истинная благость неотделима от праведного суда. Святитель Кирилл Иерусалимский учил, что нечестивые воскресают не для испытания, а для осуждения, потому что Богу не нужно долго испытывать то, что уже окончательно раскрыто в человеческом сердце.
Афонские старцы напоминают: Христос — наш Судия — Сам прошел через самые тяжкие условия, страдания и унижения, поэтому Его суд не только всеведущ, но и глубоко сострадателен. В одном из святоотеческих собраний говорится, что память о Страшном Суде — «великий учитель покаяния», который помогает каждому дню жить так, чтобы последняя встреча со Христом стала радостной, а не мучительной.








