Ад в Библии: цитаты

Тема ада издавна будоражит умы людей. Она вызывает одновременно страх и интерес, заставляет задумываться о смысле жизни, о добре и зле, о том, что ждет человека после смерти. В Библии тема ада представлена неоднозначно: образы, связанные с этим понятием, встречаются как в Ветхом, так и в Новом Завете, но описания часто символичны и требуют осмысления.

Для одних ад — это место вечных мучений, где грешники расплачиваются за свои поступки. Для других — состояние души, оторванной от Бога. Библейские тексты открывают перед нами богатый мир метафор и духовных смыслов, которые помогают понять, что же представляет собой ад в христианской традиции.

В этой статье мы рассмотрим ключевые библейские цитаты, описывающие ад, разберем их контекст и значение, чтобы лучше понять, как Священное Писание говорит о наказании, справедливости и Божьей милости.

Ад в Библии: цитаты

Цитаты из Ветхого Завета

Псалом 15:10: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление».

Толкование: Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что этот стих пророчески указывает на воскресение Христа, Который, сойдя в ад, не был оставлен там и не увидел тления, тем самым разрушив власть смерти.

Псалом 85:13: «Ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего».

Толкование: Блаженный Августин интерпретирует этот стих как выражение благодарности за Божью милость, спасающую душу от глубин греха и смерти, символически представленных адом.

Притчи 15:24: «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу».

Толкование: Святитель Григорий Великий поясняет, что мудрый стремится к небесному, избегая греховных путей, ведущих к духовной смерти и аду.

Иов 11:8: «Она выше небес — что можешь сделать? Глубже преисподней — что можешь узнать?»

Толкование: Святитель Иоанн Златоуст указывает, что здесь подчеркивается непостижимость Божьего промысла, превосходящего человеческое понимание, как высотой небес, так и глубиной ада.

Иезекииль 31:16: «От шума падения его я привел в трепет народы, когда низвёл его в преисподнюю вместе с нисходящими в могилу».

Толкование: Святитель Кирилл Александрийский видит в этом предупреждение о гордыне: даже могущественные падут в ад, если возгордятся и отступят от Бога.

Числа 16:33: «И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля».

Толкование: Святитель Василий Великий рассматривает это как наказание за мятеж против Божьей воли, когда земля поглотила Корея и его сообщников, живыми сошедших в ад.

Притчи 9:18: «И не знают они, что мертвецы там, и что в глубине преисподней званые ею».

Толкование: Святитель Иоанн Златоуст предупреждает, что путь греха, представленный в образе безрассудной женщины, ведет к аду и смерти, хотя внешне может казаться привлекательным.

Исаия 14:15: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней».

Толкование: Святитель Иоанн Златоуст толкует это место как пророчество о падении дьявола, который за свою гордыню был низвержен с небес в ад.

Иов 26:6: «Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала аду».

Толкование: Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что для Бога нет ничего сокрытого; даже глубины ада открыты перед Ним, что свидетельствует о Его всеведении.

Осия 13:14: «От власти ада я искуплю их, от смерти избавлю их».

Толкование: Святитель Иоанн Златоуст видит здесь обетование будущего спасения через Христа, Который победит смерть и ад, даруя верующим жизнь вечную.

Цитаты из Нового Завета

Матфея 5:22: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной».

Толкование: Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что Христос усиливает требования закона, указывая, что не только действия, но и слова, и даже помыслы могут привести к осуждению. Гнев и оскорбления, исходящие из сердца, делают человека виновным перед Богом и достойным наказания.

Матфея 10:28: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне».

Толкование: Блаженный Феофилакт Болгарский отмечает, что здесь Христос призывает не бояться человеческих преследователей, способных лишь причинить физическую смерть, но бояться Бога, Который имеет власть осудить душу и тело на вечные мучения в аду за грехи и неверие.

Матфея 25:41: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его”».

Толкование: Святитель Григорий Великий подчеркивает, что этот стих указывает на окончательное разделение праведников и грешников в день суда. Огонь вечный предназначен не для человека, а для дьявола и его ангелов; однако те, кто отвергает Божью любовь и живет во грехе, сами избирают этот путь.

Марка 9:43: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе без руки войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый».

Толкование: Святитель Кирилл Александрийский объясняет, что Христос использует гиперболу, чтобы показать серьезность греха. Лучше лишиться чего-то ценного в этой жизни, чем, продолжая грешить, быть осужденным на вечные мучения.

Луки 16:23: «И в аду, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его».

Толкование: Святитель Иоанн Златоуст рассматривает эту притчу как наставление о том, что земные богатства и удовольствия не гарантируют благополучия после смерти. Богач, не проявлявший милосердия, оказался в аду, тогда как нищий Лазарь — в обителях праведных.

Иуды 1:7: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иной плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример».

Толкование: Блаженный Августин указывает, что разрушение Содома и Гоморры служит предостережением для всех поколений о последствиях греховной жизни и отступления от Божьих заповедей.

Откровение 20:14: «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая».

Толкование: Святитель Андрей Кесарийский толкует это место как указание на окончательную победу Бога над смертью и адом. Озеро огненное символизирует вечное осуждение для тех, кто отверг Божью милость.

Откровение 21:8: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая».

Толкование: Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, что здесь перечислены грехи, ведущие к вечному осуждению. Смерть вторая — это окончательное разлучение с Богом и пребывание в состоянии вечных мучений.

2 Фессалоникийцам 1:9: «Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его».

Толкование: Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет, что те, кто не повинуется Евангелию, будут наказаны вечной погибелью, что означает разлучение с Божьим присутствием и благодатью, что и составляет сущность ада.

Иакова 3:6: «И язык — огонь, прекраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны».

Толкование: Святитель Василий Великий отмечает, что апостол Иаков предупреждает о разрушительной силе необузданного языка. Слова, исходящие из злого сердца, могут привести к греху и, в конечном итоге, к осуждению в геенне.

Владимир
LI-VE®