В Библии много говорится о том, как относиться к врагам и как правильно преодолевать конфликты. Эти тексты ценны не только в духовном, но и в практическом смысле: они учат нас милосердию, прощению и умению правильно расставлять приоритеты в отношениях с другими людьми. Слова священного Писания дают возможность глубже понять, как работать над собой, обретая внутренний мир даже в самых непростых ситуациях.
В данной статье мы рассмотрим несколько ключевых цитат из Библии, которые помогут взглянуть на тему врагов с точки зрения православного христианства и найти в ней источник духовной мудрости.
Цитаты о врагах со страниц Ветхого Завета
Исход 23:4–5
«Если найдёшь вола врага твоего или осла его заблудившегося, возврати ему; если увидишь осла ненавидящего тебя, лежащего под ношею своею, оставь всё и разгрузи его…»
Толкование
Святоотеческие комментарии к данному месту в основном сосредоточены на теме деятельной любви и сострадания. Даже если человек является нашим врагом, Закон призывает помочь ему в трудной ситуации. С точки зрения православного богословия, это прообраз заповеди Христа о любви к врагам и практического милосердия (ср. Мф. 5:44).
Левит 19:17–18
«Не враждуй на брата твоего в сердце твоём… Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь».
Толкование
Святые Отцы (в частности, свт. Василий Великий в беседах о любви к ближним) указывали, что эта заповедь служит ветхозаветным фундаментом для Христовой заповеди о любви к ближнему и даже к врагам (Мф. 5:44). По православному пониманию, корень любого конфликта — вражда в сердце. Господь же призывает к внутренней чистоте и прощению.
Второзаконие 32:35
«Мне отмщение и воздаяние…»
Толкование
На это место часто ссылаются и в Новом Завете (Рим. 12:19). По толкованию свт. Иоанна Златоуста (Homilies on Romans), речь идёт о том, что человек не должен присваивать себе право мстить.
1 Царств (1 Царств в рус. Синод.) 24:5–7
«И было после сего, что заныло сердце Давида, что он отрезал край от одежды Саула… И сказал: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню…»
Толкование
Святоотеческая мысль (см. краткие комментарии блаж. Феодорита Кирского) подчёркивает смирение Давида и уважение к «помазаннику Господню» даже тогда, когда Саул выступал врагом.
Псалтирь, Псалом 22 (по рус. Синод. нумерации)
«Ты приготовил предо мною трапезу ввиду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена».
Толкование
По объяснению свт. Афанасия Великого в его «Словах на Псалмы», здесь Господь показывает, что защищает праведного даже среди самых враждебных обстоятельств. Православное богословие видит в «трапезе» прообраз Божественной Евхаристии, которая даёт духовную силу против искушений и вражды.
Псалтирь, Псалом 36 (по рус. Синод. нумерации)
«Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие…»
Толкование
По учению свт. Василия Великого и прп. Ефрема Сирина, данное место предупреждает верующего не поддаваться гневу, обидам и зависти по отношению к «злодеям».
Псалтирь, Псалом 138:21–22 (по рус. Синод. нумерации)
«Не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, Господи? … Ненавидел их совершенно; врагами стали они для меня».
Толкование
Святой Августин (хотя он и латинский Отец, в Православной Церкви почитается как блаженный Августин) в «Толкованиях на Псалмы» указывает, что речь идёт о «святой ненависти» к греху и злу, а не к самим людям как таковым.
Притчи 24:17–18
«Не радуйся, когда упадёт враг твой, и да не веселиться сердце твоё, когда он споткнётся, чтобы не увидел Господь, и не противно было это в очах Его…»
Толкование
Святоотеческая традиция (например, у свт. Иоанна Златоуста в разных беседах) подчёркивает, что радость о падении врага свидетельствует о недолжном состоянии сердца.
Притчи 25:21–22
«Если голоден враг твой, дай ему хлеба; если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие уголья на голову его, и Господь воздаст тебе».
Толкование
На эту заповедь часто ссылается и Новый Завет (Рим. 12:20). Свт. Иоанн Златоуст в своих беседах о Послании к Римлянам разъясняет, что «горящие уголья» — это стыд и последующее очищение, которое может прийти к врагу через твой добрый поступок.
Исаия 54:17
«Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешным, и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа…»
Толкование
Святые Отцы (в частности, блаж. Иероним Стридонский, почитаемый и на Востоке, указывает на духовный смысл данного стиха) толкуют это пророчество как обетование защиты Божией для верующих.
Михей 7:8
«Не радуйся ради меня, враг мой! Хотя я и упал, но восстану; хотя я во мраке, но Господь — свет для меня».
Толкование
С точки зрения святоотеческой традиции (например, блаж. Феодорит Кирский), здесь выражается надежда на Божие вмешательство и покров. Даже если человек временно терпит поражение, враг не должен торжествовать, ибо Господь поднимет упавшего и воздаст по правде.
Иов 31:29
«Радовался ли я бедствию ненавидящего меня и торжествовал ли, когда постигала его беда?»
Толкование
В праведности Иова святые Отцы (в частности, свт. Григорий Великий в «Моралиях на Иова») усматривают пример истинного благочестия: он не позволяет себе злорадствовать над постигшим врага несчастьем.
Сирах (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова) 28:2
«Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей будут прощены грехи твои».
Толкование
Хотя здесь говорится о «ближнем», православная традиция указывает, что тот, кто нас обидел, часто воспринимается как враг. Прощение — ключ к очищению собственной души. Святоотеческое наследие (прп. Ефрем Сирин, свт. Иоанн Златоуст) согласуется в том, что прощение нам необходимо, чтобы и Бог простил наши согрешения (ср. Мф. 6:14–15).
Иеремия 15:15
«Ты знаешь, Господи; вспомни меня и посетив, отомсти за меня гонителям моим…»
Толкование
Пророк взывает к Богу, вручая Ему суд над врагами. Святые Отцы (прп. Исидор Пелусиот) отмечают, что Иеремия не берёт возмездие в свои руки, но молит Бога о справедливом решении.
2 Маккавейская 15:7–8
«А Маккавей… убеждал своих людей не страшиться нападения язычников, но помнить о тех случаях, когда им уже была оказана помощь с Неба…»
Толкование
Толкования святых Отцов к этой конкретной главе довольно кратки, но общий смысл с точки зрения православия ясен: при столкновении с врагами верующий не должен отчаиваться. Победа — не в силе земной, а в помощи Божией. Пример иудеев, твёрдо стоявших за веру и призывавших Господа, учит нас стойкости и надежде на Промысл Божий.
Цитаты о врагах со страниц Нового Завета
Матфея 5:43–44
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…»
Толкование
Святитель Иоанн Златоуст в своих «Беседах на Евангелие от Матфея» особо подчёркивает, что эта заповедь выводит людей на высоту христианского совершенства. Любовь к врагам — показатель истинного уподобления Богу.
Матфея 5:45
«Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.»
Толкование
Святые Отцы (в частности, блаженный Феофилакт Болгарский) разъясняют, что Бог подаёт Свои дары всем без различия. Христианин, стремящийся уподобиться Богу, не должен делать исключений по отношению к людям, даже если они враждебны. Истинный сын Отца Небесного — тот, кто живёт милосердием.
Луки 6:35
«Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего…»
Толкование
По толкованию свт. Иоанна Златоуста, это продолжение темы деятельной любви к врагам. Православное богословие учит, что подлинная награда — не земная выгода, а уподобление Богу и стяжание благодати. Такая любовь делает нас «сынами Всевышнего».
Луки 23:34
«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают…»
Толкование
Святые Отцы (например, свт. Василий Великий) видят здесь высший пример прощения и любви. На Кресте, среди мучений, Христос молится за Своих распинателей. Если Сам Господь прощает Своих врагов, то и мы призваны идти по тому же пути смирения и милосердия.
Римлянам 12:14
«Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.»
Толкование
Святой Иоанн Златоуст в «Беседах на Послание к Римлянам» объясняет, что христианин должен не только терпеть нападки, но и отвечать на зло благословением. Благословение — это зов к обращению врага, а также к очищению сердца самого верующего от гнева и ненависти.
Римлянам 12:19–20
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его; ибо, делая сие, ты соберёшь горящие уголья на голову его.»
Толкование
Снова свт. Иоанн Златоуст, давая комментарий к этим стихам, подчёркивает, что «горящие уголья» — это стыд, приводящий к раскаянию. Православное учение гласит: самосуд и месть не принадлежат человеку. Любовь и милосердие к врагу могут способствовать его исправлению, и в конечном итоге всё рассудит Бог.
1 Коринфянам 4:12–13
«…когда нас ругают, мы благословляем; когда нас гонят, мы терпим; когда хулят нас, мы молимся…»
Толкование
Свт. Иоанн Златоуст (в комментариях на 1-е Послание к Коринфянам) указывает, что апостол Павел здесь перечисляет добродетели истинных христиан, противостоящих враждебности.
Ефесянам 4:31–32
«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.»
Толкование
Хотя здесь напрямую не упоминаются «враги», текст касается любых проявлений враждебности. По толкованию св. Феофилакта Болгарского, истинная победа над гневом — в милосердии и прощении, как это явлено во Христе.
1 Фессалоникийцам 5:15
«Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу, и всем.»
Толкование
Святоотеческая мысль (см. краткие упоминания у блж. Феофилакта) призывает христиан никому не отвечать злом, в том числе врагам.
1 Петра 2:23
«Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии праведному.»
Толкование
Святитель Иоанн Златоуст и другие отцы Церкви отмечают, что Христос оставил пример полного доверия Богу в ситуации вражды. Если Сам Спаситель не воздавал злом на зло, то и христиане, желая подражать Ему, должны проявлять терпение, кротость и веру в праведный суд Божий.
1 Петра 3:9
«Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство, напротив благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.»
Толкование
Свт. Василий Великий подчёркивает, что «призвание» христианина — это путь кротости и любви. Православная мысль подчеркивает: наше благословение от Бога и для того, чтобы нам самим быть источником добра для окружающих — даже когда нас оскорбляют или преследуют.
1 Иоанна 3:15
«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца…»
Толкование
Прп. Ефрем Сирин и другие отцы указывают, что нелюбовь и ненависть по сути приравниваются к убийству. Поэтому борьба с ненавистью в сердце — насущнейшая задача христианина.
2 Тимофею 2:24–25
«Рабу же Господа не должно свариться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников — не даст ли им Бог покаяния к познанию истины…»
Толкование
Святитель Иоанн Златоуст, толкуя эти стихи, пишет, что истинный служитель Церкви должен иметь терпение и смирение, особенно в спорах с оппонентами. Цель всякого обличения — исправление и спасение души, а не унижение «противника».
Деяния 7:59–60
«И побивали Стефана камнями, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего.»
Толкование
Это пример первого мученика Стефана, который, подобно Христу, молится о прощении своих убийц. По толкованию святых Отцов, в частности блаж. Августина, святой Стефан явил величайшую любовь — молился за тех, кто причинял ему смертельное зло.